• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Наша пока самая большая мечта – издать книгу». Интервью с авторами подкаста «Нейрочай».

Недавно «Нейрочай» победили в конкурсе научно-популярных проектов по «Психологии». Мы поговорили с авторами подкаста об их планах, мечтах и советах начинающим.

В июне в Вышке были подведены итоги конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. В секции «Психология» был награжден подкаст «Нейрочай», который реализуется при поддержке Центра академического развития студентов. Соавторы подкаста стали победителями конкурса научных блогеров «Scicasting 2019», где студентам оказывалась помощь в запуске и развитии собственных научно-популярных проектов.

Подведение итогов конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ

Нейрочай — подкаст выпускников магистратуры НИУ ВШЭ «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», в котором разбираются в самых разных вопросах вместе со специалистами нейронаук. Например, один из новых выпусков называется «Как нейроинтерфейсы передают ощущения (Лиза Окорокова) #32».

Полный список всех выпусков вы найдёте на Яндекс.Музыке.

Несмотря на то, что подкастов с каждым годом становится все больше, хороших научно-популярных проектов по нейронауке в таком формате все еще немного. «Нейрочай» — один из первых русскоязычных подкастов в этой области. Сейчас за проектом следят более 3000 человек в социальных сетях, а общее количество прослушиваний подкаста на стриминговых платформах приближаешься к 21 000. 

Мы поговорили с авторами подкаста, Викторией Земляк и Владимиром Михеевым, о победе и планах на будущее. А также попросили поделиться советами для студентов, которые только начинают заниматься популяризацией науки.

Личный архив соавторов

- Что для вас значит эта победа?

Для нас это в первую очередь большая моральная поддержка. Чем дольше создаешь какой-то продукт, тем хуже понимаешь, как к нему относятся другие. Очень страшно стать оторванным от аудитории и перестать слышать, что она говорит. Эта победа – очень положительный фидбэк, она значит, что наш труд кому-то еще нравится. Это дает огромную мотивацию, чтобы продолжать делать подкаст.

А еще круто, что нас стали поздравлять разные старые знакомые, с которыми давно не общались. Во-первых, это хороший шанс восстановить утерянные контакты) А во-вторых, они наверняка с кем-то еще поделятся впечатлениями, и у нас появятся новые слушатели.

- Как вы хотели бы развивать проект дальше?

1. Хотим наконец начать делать видеоблог в дополнение к подкасту, выпускать научпоп ролики и проводить стримы для общения с подписчиками.

2. Наша пока самая большая мечта – издать книгу с расшифровками всех интервью.

- Что вы можете посоветовать студентам, которые только начинают заниматься популяризацией науки?

1. Хорошо знайте свой предмет или делайте контент вместе с экспертами, которые хорошо его знают. Или хотя бы давайте какому-нибудь эксперту почитать материал перед выпуском.

2. Если нужно оборудование, потрудитесь найти хорошее оборудование: микрофон или камеру. Сейчас люди критичны к качеству звука и картинки. Спросите в своем университете, есть ли там студии и оборудование (в Вышке точно есть), посмотрите цены на всякие микрофоны в магазинах и обратите внимание на студии для записи, которые можно арендовать.

3. Учитесь на примерах – на начальных порах не грех опираться на чей-то формат. Даже полезно посмотреть как можно больше примеров похожего контента и взять отовсюду то, что нравится. Если есть свои оригинальные идеи – отлично, добавьте их. Если нет – то, что уже работает у других, сработает и у вас.

4. Тестируйте материал. Дайте почитать почитать маме или другу, который не разбирается в теме. Ваша аудитория состоит из непрофессионалов, и им должно быть понятно и не скучно.

5. Если пишете тексты, пишите емко и по делу. Советуем почитать «Пиши сокращай». В научпопе информационный стиль – лучший стиль.

6. Каждый факт или утверждение лучше подкреплять ссылкой на источник. Источники проверяйте – желательно, чтобы это были научные публикации их журнала Scopus или Web of Science высокого квартиля.

7. Научпоп контента много, одному развивать проект тяжело. Ищите поддержку: пиарьтесь в своем университете, участвуйте в фестивалях, вступайте в тематические чатики и общайтесь там, делайте коллабы с другими начинающими авторами (а лучше всего с теми, кто немножко успешнее вас).

8. Если ваш формат предполагает интервью, не стесняйтесь приглашать известных людей. Часто они соглашаются, даже если у вас совсем мало подписчиков. Могут и отказать, но в этом тоже нет ничего страшного. Из 10 топовых лекторов один согласится и приведет вам много подписчиков.

9. Выпускайте контент часто и регулярно. Лучше менее аккуратный материал раз в неделю, чем идеальный раз в месяц.

10. Не забывайте общаться с аудиторией. Не бывает слишком много интерактивов, опросов и конкурсов. Самое лучшее – искренне интересоваться мнением людей и учитывать его. Всем хочется, чтобы их голос хоть на что-то влиял.

 

 

 

Подкасты «Нейрочая» можно слушать на любой платформе, а за новостями и обновлениями проекта удобнее всего следить в группе в Вконтакте. Поздравляем Владимира Михеева и Викторию Земляк, а также всех победителей конкурса научных и научно-популярных работ Вышки!