Конфигурация памяти о Холокосте на примере межпоколенческого разговора в еврейской общине города Ростов-на-Дону
Наш проект фокусируется на тематике передачи памяти о Холокосте и Великой Отечественной войне в еврейских семьях. Почему это важно? Прежде всего это связано с тем, что из-за политики государственного антисемитизма возможность говорить об этих событиях была существенно ограничена. Однако в постсоветский период истории России произошли достаточно серьезные изменения: возможность говорить об истреблении в публичном пространстве стало гораздо проще без прямого и косвенного давления со стороны государства. Достаточно важную роль в этом сыграли различные еврейские организации, которые появлялись в последнее десятилетие XX века. Также важную роль сыграло создание в 1991 году Научно-просветительского центра “Холокост”, который с 2000 года проводит международные конференции по исследованию Холокоста, а в 2009 году издал энциклопедию “Холокост на территории СССР”. Это стало значимым событием в открытии новых источников по этой теме и их распространению среди широкой аудитории.
Однако нельзя сказать, что Холокост имеет в российском публичном дискурсе однозначное положение. Так, существуют различные точки зрения о том, каков статус геноцида евреев в структуре нацистской политики уничтожения неугодных этнических и социальных групп населения. Существует позиция, что Холокост на территории СССР был лишь частью геноцида всего советского народа, другая позиция заключается в исключительном статусе Холокоста, так как евреи подвергались уничтожению по факту своего рождения. Такой исторический конфликт вылился в различное позиционирования мемориала “Змиёвская балка” в Ростове-на-Дону, так как несколько раз менялся текст, обозначающий статус Холокоста. Итогом стал компромисс, где соединили обе концепции, признав, что Змиёвская балка является крупнейшим на территории России местом уничтожения евреев.
В этой связи мы хотели бы понять роль этого конфликта в передачи памяти, а также в целом выяснить, какие события и акторы играют роль в формировании нарративов о Холокосте и в целом Великой Отечественной войне среди как свидетелей этих событий, так и их потомков.
Для реализации этого проекта наша команда отправилась в Ростов-на-Дону и собрала 30 глубинных полуструктурированных интервью с евреями-свидетелями событий Великой Отечественной войны и представителями городской еврейской молодежи, а также была проведена 1 фокус-группа с молодыми людьми об их семейных мемориальных практиках.
Помимо интервью мы посетили несколько важных мест памяти, так или иначе связанных с еврейской историей в Великой Отечественной войне:
- Змиёвская балка
- Музей Сабины Шпильрейн в г. Ростов-на-Дону
- Донской военно-исторический музей на территории мемориального комплекса “Самбекские высоты”
- Петрушинская балка (с. Петрушино около г. Таганрог)
Помимо исследовательской работы наша команда провела также ряд социально-образовательных мероприятий в рамках поддержки благотворительного фонда “Семейный центр, реализующего общественно полезные направления социальной поддержки представителей еврейской диаспоры, а также проекты содействия деятельности в сфере культуры и традиций еврейского народа:
- участница группы Евгения Петроковская провела лекцию о материальной культуре скифов для представителей группы золотого возраста
- участники группы присоединились к празднованию шаббата, проводимого молодежной группой центра
Мы хотели бы поблагодарить за помощь в реализации проекта наших коллег и партнеров, без которых наша работа была бы крайне затруднена:
- АНО научно-гуманитарный центр “Сэфер” (г. Москва) за консультационную и методическую поддержку проекта
- Благотворительный фонд “Семейный центр” (г. Ростов-на-Дону) за информационную поддержку
Контакты
Руководитель проекта
Участники проекта
Москва, Факультет гуманитарных наук, магистратура, ОП Религия и общество, 2 курс
Москва, Факультет социальных наук, бакалавриат, ОП Политология, 1 курс
Москва, Факультет гуманитарных наук, магистратура, ОП Культурные исследования, 2 курс
Москва, Факультет гуманитарных наук, бакалавриат, ОП Филология, 4 курс
Москва, Факультет гуманитарных наук, магистратура, ОП Культурные исследования, 2 курс
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.